MEGATIS Атлас мира СНГ Россия |
реклама у нас |
Подразделы: Байкал, Карелия, Светлогорск, Калининградская область, Казачий круг, Эльбрус, Домбай, Сочи |
Россия |
|
Один день в Новоиерусалимском монастыре. Иосифо-Волоколамский монастырь Прожив несколько лет в Истре и сидя за рабочим столом “от звонка до звонка”, в окно института с высокого обрыва через долину реки Святая Иордань, каждый день видел замечательный комплекс сооружений Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Стоящий на высоком холме, окруженный Гефсиманским садом, этот необыкновенный архитектурный памятник Древней Руси привлекал взгляд в любое время года: зимним утром всплывая из тумана гигантским титаником (объем круглой ротонды был самым большим в мире на время окончания строительства в конце XVII века), яркостью белого кремля в летней зелени (стены построены для красоты и солидности - при существовавшей тогда технике вооружений оборонительного значения они не имели), и осенью в единении с природой, с темным небом и мелким дождем (но не похожий на северные Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри - они более строгие, воинственные, без плавных линий в обводах зданий и соблюдения пропорций).
История и архитектура монастыря, находящегося в нем художественного музея описаны на сайтах www.museum.ru, www.mincult.ru/museums/MoNI.htm, www.istra.ru/museum/index.html, www.istra.ru/museum/excursion.html и др., но эти описания сухи, лишены динамики и так специфичны (написанные глубокими специалистами в данной области знаний), что кажется, способны только отвратить от желания побывать в истринском музее. Как проехать. При поездке на машине: монастырь - 54 км. старого Волоколамского шоссе. При возвращении по новому Волоколамскому шоссе увидите энергетическую пирамиду г-на Голода (если банку с водой поставить в центр пирамиды и совершить некоторые действия, то вода заряжается и действует на здоровье). На электричке проезд в Истру с платформы Тушино Рижского направления. Лучше ехать (50 минут) до станции Новоиерусалимская, чтобы миновать жилые кварталы города. Можно поехать во второй половине дня - территория сада и монастыря открыты допоздна. При подъезде к Новоиерусалимской с моста через реку Истра видна ротонда собора. От станции идти через подземный переход и далее направо, мимо магазинов райпо и серого здания ОВНИИ электромеханики. Жилые двухэтажные дома желтого цвета с левой стороны построены в конце сороковых годов немецкими военнопленными. С крутого обрыва у реки отрывается вид на Воскресенский монастырь. После пешеходного моста, миновав разрушенную ограду, через поле, приходите к краснокирпичному выставочному корпусу исторического музея. Гефсиманский сад. На этой обширной территории находится музей деревянного зодчества. Можно пойти вдоль берега реки к виднеющейся вдали мельнице, далее к построенной в 30-40-х годах XIX века капитального вида крестьянской избе семьи Кокориных из деревни Выхино Люберецкого района. Рядом деревянная часовня XVIII века из села Сокольники Чеховского района. Два года назад сгорела замечательная церковь Богоявления, от которой остался фундамент. Скит Никона. По мостику через старое русло реки Истра попадете к трехэтажной, украшеной разноцветными изразцами “отходной пустыни” патриарха Никона (1605-1681), построенной русским зодчим Аверкием Мокеевым в 1658 году (Никон жил здесь в 1658-1666 годах). Гробница Святейшего патриарха, умершего на пути в Москву при возвращении из северной ссылки, находится в Воскресенском соборе и открыта для посещения. Недалеко на реке небольшой пляж, где можно искупаться в чистой воде, текущей из Истринского водохранилища. Здесь же у старого русла лежит большой камень, с которого, по преданию, Никон прыгал в воду. У стен монастыря родник - источник Силоамская купель. Башни Иерусалима. Попасть из сада в монастырь можно через Елизаветинские ворота (построены по приказанию императрицы Елизаветы Петровны в середине XVIII века) или пройти вдоль стен и башен монастыря к центральному входу - надвратной Входоиерусалимской церкви (построенной в “нарышкинском” стиле архитектором Яковом Бухвостовым в конце XVII века). Семь крепостных башен названы именами городских ворот древнего Иерусалима: Гефсиманская, Сионская, Давидов дом, Иноплеменничья, Баруха, Ефремова, Дамасская. Неотреставрированной остается Иноплеменничья башня: уже при строительстве на крутом краю холма под ней начал проседать грунт, восстановительные работы стали невозможны. У ворот надвратной церкви можно остановиться. Ломоносов, Пушкин, Крылов, все русские императоры и императрицы, - не было в России в XVIII - первой половины XIX веках образованного или власть имеющего человека, не посетившего Воскресенский монастырь, не вошедшего в эти ворота, не перекрестившегося на Входоиерусалимский храм. Сразу за воротами привлекает внимание надгробный памятник купчихе А.С. Цуриковой (1818-1907) с выполненным в мозаике ликом богоматери, сделанной по рисунку В.М. Васнецова. На средства А.С. Цуриковой в конце позапрошлого века построены в псевдорусском стиле здания монастырской больницы и гостиницы (слева от входа в монастырь). Третий Рим. Монастырь был основан Никоном как Русская Палестина, повторяющая христианские святыни и сооружения Святой Земли. Строительство продолжалось многие десятилетия; обводные кирпичные стены построены в конце XVII века. Воскресенский собор (1658-1666; 1679-1685, перерыв в строительстве связан с опалой Никона) воздвигнут “в меру и подобие” храма Гроба Господня в Иерусалиме. Собор состоит из трех основных объемов: подземной церкви святых равноапостольных Константина и Елены (обложенный камнем глубокий ров сделан по приказанию Павла I), каликофона Иерусалимского собора с большой главой, и ротонды над часовней Гроба Господня. В XVIII-XIX веках сооружения частично перестраивались в стиле барокко и классицизма (архитекторы К.Ф. Мичурин, М.Ф. Казаков, К.А. Тон). Шатер ротонды первоначально был кирпичным, после его разрушения в результате пожара восстановлен в XVIII веке из дуба. По проекту В.Р астрелли внутренний интерьер собора был переделан в стиле барокко - в отделке преобладает синий цвет (попасть внутрь собора можно в составе экскурсии). Собор поражал современников своими размерами: внутри было 365 алтарей для богослужения - по числу дней в году. Новый Иерусалим основывался как будущий духовный центр православия. Строительство отражало идеи предпринятой Никоном унификации культа и подчинения церкви общегосударственной системе централизации. Внутреннее оформление собора по византийским образцам служило укреплению церковно-политических связей России с южнославянскими странами и Грецией, находившимися под турецким игом. В монастыре существовала крупная библиотека, составленная из рукописей, взятых из других монастырей. В бывших трапезных и больничных палатах, настоятельских покоях и церкви Рождества Христова сейчас находятся музеи живописи и декоративно-прикладного искусства XVI-XIX веков, а также выставки иконописи, шитья и медного литья. Реставрация. Разрушения, причиненные в ноябре-декабре 1941 года, были полной катастрофой. Монастырь представлял собой груду кирпичей, что видно по оставшейся не восстановленной колокольне и по размещенным в музее истории Нового Иерусалима фотографиям послевоенного времени. Реставрационные работы длились с конца 40-х до начала 90-х годов (выстроены стены - внутренние интерьеры практически отсутствуют). В 50-е годы восстановлены башни ограды. Различные варианты постройки главы каликофона широко обсуждались в 60-е годы в специальной литературе и в средствах массовой информации: в результате глава воссоздана такой, какой она была в XVII веке. В 60-70-е годы существовала специальная лаборатория, занимавшаяся, по старинным технологиям, изготовлением изразцов фриза “павлинье око”, которыми украшены стены зданий Нового Иерусалима. В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века был построен из металлических конструкций шатер ротонды. Для правильного определения его размеров в 70-е годы с помощью воздушного шара поднимался матерчатый шатер, затем в начале 80-х из дерева и фанеры был построен в натуральную величину макет шатра на ротонде, просуществовавший несколько лет. Были сделаны фотографии этих конструкций с тех же точек, с каких были сделаны имеющиеся фотографии XIX века и таким образом выявлены размеры шатра. В восстановление монастыря из руин в течение долгих десятилетий вложено столько средств, сил, энергии реставраторов, историков, музейных работников, инженеров, строителей, что это уже не памятник Древней Руси, а памятник людям недавнего т. н. “застойного” времени. В 1994 году учрежден Воскресенский мужской Н. Иерусалимский монастырь. Распоряжением г-на Черномырдина, вызвавшим большие протесты общественности, РПЦ переданы царицыны палаты (желтый корпус справа от входа), а остальные здания отведены “в совместное пользование” с музеем. Сейчас за палатами можно видеть результаты трудовой деятельности монахов: грядки с луком, несколько кустов смородины, гараж. Трижды было в истории России, когда верховная власть отказывала Новому Иерусалиму в идейной и материальной поддержке: в правление Бирона не давали денег на отстройку заново обрушившегося шатра ротонды, антирелигиозная кампания в двадцатые годы прошлого столетия и текущий период. В пятьдесят лет оценивался срок научной реставрации внутреннего интерьера собора: 1990-2040 годы, но ныне у музея нет денег переложить тес на крыше избы Кокориных. Что может налепить РПЦ внутри собора, трудно предполагать. Теряево. На машине к Иосифо-Волоколамскому монастырю можно поехать по нововолоколамскому шоссе с поворотом на Чисмену (не на всех автомобильных картах обозначен существующий у платформы Чисмена переезд через железную дорогу) и далее по дороге на Теряево. В свое время за один день мы доехали до станции Волоколамск на электричке, оттуда несколько километров на автобусе до центральной площади города (где можно осмотреть Волоколамский кремль, см. www.museum.ru/M441), затем на рейсовом автобусе до Теряево (http://volokolamsk.narod.ru/teryaevo) еще двадцать километров, и вечером вернулись в Москву. Волоцкий Успенский Иосифов монастырь (мужской) основан в 1479 году Иосифом Волоцким (1439-1515) - основателем церковного движения иосифлян, сыгравшим большую роль в возвышении и укреплении Московского княжества. Иосифлянин Филофей создал теорию “Москва - третий Рим”, определившую многие приоритеты при формировании русского самодержавия (см. БСЭ, 3-е изд., т. 10, 1972 г., с. 388-389). Основные сохранившиеся постройки монастыря относятся ко второй половине XVII века: надвратная церковь, монументальный Успенский собор, трапезная и др; каменные стены с шатровыми башнями приняли современный вид после перестройки их зодчим Т. Игнатьевым, см. www.archi.ru/Img_arc/artist/ignatiev/1679_c_ptp_miv.htm. В XVII веке монастырь был иногда летней резиденцией русских царей и цариц. Можно заметить связь элементов архитектуры Новоиерусалимского монастыря и Иосифо-Волоколамского монастыря: “нарышкинский” стиль, изразцовые фризы и др. Но если первый имеет парадный, праздничный вид и никогда не участвовал в военных действиях, то мощные боевые стены второго часто видели неприятеля (после разгрома польскими интервентами в 1610 году Иосифо-Волоколамский монастырь уже не смог восстановить былое влияние на дела в Московском государстве). Теряевский монастырь был разрушен в 1941 году, взорвана колокольня; многое не восстановлено по настоящее время. У стен монастыря расположены озера с чистой прозрачной водой - место купания окрестных дачников. Однодневные поездки по Московской области. В недавние времена, когда не было “новой России”, но Родина была сильна и богата как никогда, когда Москва действительно стала третьим Римом: “Славянские ль ручьи сольются в русском море? ... И нашей кровью искупили Европы вольность, честь и мир” (А.Пушкин. Клеветникам России. 1831 г.), студенческая молодежь часто ездила на выходные в старые подмосковные города. Конечными пунктами поездок были Загорск (ныне Сергиев Посад) с лаврой (www.musobl.divo.ru), Александровкая Слобода с ненайденными кладами Ивана Грозного, Дмитров с сохранившемся оборонительным земляным валом и замечательной церковью петровского времени на посаде, Архангельское, усадьба Марфино, усадьба Гребнево во Фрязино, усадьба Брюса в Лосино-Петровском, Звенигород с историческим музеем в Саввино-Сторожевом монастыре, Верея с сохранившейся планировкой города - высочайше утвержденной Екатериной II и памятником воинам 1812 года, Можайск с псевдоготической Никольской церковью на высоком обрыве у Москвы-реки, Кашира с купанием в Оке, Коломна с кремлем XVI века, Серпухов с земляным городищем и остатками растащенных местными жителями на фундаменты стен белой крепости, близка Калуга с хорошо сохранившейся центральной частью города. Потом нас привлекла северо-восточная Русь: Переславль-Залесский, Ростов Великий, Юрьев-Польской, Суздаль, Боголюбово, Владимир, Гороховец, Городец (города, основанные Юрием Долгоруким), Гаврилов Посад, Вязники, Горький, Макарьево. Далее, за Волгой, в начинающихся совсем рядом с Москвой дремучих бесконечных лесах, где еще живы старообрядческие традиции, мы ощутили воочию, что такое просторы родной земли, как велика и прекрасна страна и, кажется там, стали великорусами (избавившись от недостатков космополитического университетского образования). Потом были поездки на Север и в Сибирь, но это отдельные рассказы. Описать впечатления от поездок по историческим местам Древней Руси и России XVIII века невозможно, можно только пожелать поехать вам - увидеть, почувствовать и понять. |
|
Прочитать отзывы (1) Оставить отзыв Поделитесь своими впечатлениями |
Источник: www.turizm.ru |
ВСЕ ТУРЫ |
|
ВСЕ РАЗМЕЩЕНИЯ |
|
ВСЕ БИЛЕТЫ |
|
12.10.2015 |
"Трансаэро", новости сегодня 12.10.2015: авиалиния может передать все свои международные рейсы «Аэрофлоту» Ведущая российская авиалиния «Аэрофлот» планирует... далее |
02.10.2015 |
Улюкаев: банкротство "Трансаэро" - единственный вариант Попытки найти другие пути урегулировать ситуацию... далее |
03.04.2012 |
Россия: «Эвенкийская деревня» Спешим сообщим, что в Приамурье наконец-то... далее |
18.12.2006 |
43-й Фестиваль искусств "Русская зима" в Москве 20 декабря в Москве откроется 43-й Фестиваль... далее |
27.10.2006 |
Шоколадный салон в Париже С 28 октября по 1 ноября в Париже пройдет... далее |
31.08.2006 |
Первый Международный Фестиваль "Цветы мира" С 31 августа по 2 сентября 2006 года в... далее |
29.06.2006 |
Международный музейный фестиваль исторических театров Европы С 28 июня по 1 июля 2006 года в Московском... далее |
|