MEGATIS Атлас мира СНГ Россия Казачий круг |
реклама у нас |
Еще есть: Байкал, Карелия, Светлогорск, Калининградская область, Эльбрус, Домбай, Сочи |
Казачий круг |
|
Историческая справка Четыре столетия назад обширные просторы Придонских степей являлись почти безлюдной степью, которая со времен татарского нашествия на Русь, именовалась Диким полем. Сюда, спасаясь от притеснений и несправедливости, бежали крестьяне из российских окраин, Малороссии, Кавказа. Они называли себя "казаками", что в переводе с тюркского "удалец", "вольный человек".
Первоначально казаки жили в землянках, шалашах, в случае необходимости, легко их покидали, и также легко ставили новые. Первые постоянные поселения - городки появились у казаков в середине XVI века. В центре городка обычно ставилась одна большая становая изба на несколько казаков, называвшаяся куренем. Слово "курень" происходит от монгольского слова "куря", что значит "стойбище" в форме круга. Впоследствии название перешло и на жилище семейного казака. К концу XVI в. определились два основных центра донского казачества: одни избрали местом обитания Средний Дон, в районе Клетского, Вешенского, Медведицкого городков, другие - Нижний Дон, в районе Черкасска, Маныча, Раздор. Первые казаки стали именоваться верховыми, вторые - низовыми. Специфические условия существования донского казачества определили своеобразие хозяйственного уклада, социальных отношений, политической организации. Регуярную хозяйственую деятельность казаки не вели, а занимались в основном, промыслами - охотой, рыболовством, бортничеством. Дон и его притоки - Хопер, Медведица и другие изобиловали рыбой, имелись прекрасные луга с сочной травой, ковыльные степи, удобные для скотоводства. Важным источником жизни казачества был военный промысел, т.е походы "за зипунами" в Крым, Турцию, Персию, а также разбойные походы на Волгу, Каспийское море, нападали на купеческие караваны и дипломатические представительства иностранных государств. Царское правительство стремилось обуздать "вольницу". С 1551 года донские казаки служат царю. Поток беглых людей все время возрастал, здесь они находили для себя надежное убежище. Этот процесс защиты интересов бывших подневольных людей нашел свое правовое выражение в известной формуле: "с Дону выдачи нет". В 1570 году Иван IV вынужден признать образовавшееся донское войско. С 1571 года на Диком поле стала постоянно действовать общерусская сторожевая служба. Благодаря казакам с каждым новым годом границы Московского государства все более и более расширялись на юг. В 1582 году волжские казаки разделились на две части. Один отряд во главе с Ермаком ушел вверх по Волге к Строганову в Сибирь, другой - с атаманом Богданом Барбошем на Яик (ныне р. Урал) перебрался и положил начало яицким казакам. В XVII веке на Дону жило всего лишь около 10000 человек. Для того, чтобы прокормиться, делили угодья охотничьи и рыболовные. Каждое общество казаков пользовалось определенной территорией вокруг городка. Такая земля, нужная для охоты и пастьбы скота, называлась станичным юртом. В юрту селились казаки одного общества, они выбирали себе старшего атамана. 80-100 человек селились вместе. Ставили свой стан. Отсюда и пошло наименование казачьих поселений - станица. Первоначально все городки, окруженные плетневой и земляной огорожею, назывались станицами. В каждом городке был один общий дом - станичная изба. Всеми обыденными житейскими делами в станице ведал выборный на год станичный атаман. Наиболее важные вопросы решались на общем собрании всех казаков, которое называлось станичный круг. Круг летом собирался на площади, зимой - в станичной избе. Казачья вольница, имея такой демократический институт, как станичный круг давало право каждому казаку чувствовать себя равным среди равных. Атаманом мог стать любой казак, который пользовался поддержкой станичников. С покорением Казани и Астрахани Московское правительство торопится "закрепить русскими людьми" завоеванные земли. Для защиты водного пути от набегов кочевников и воровских казаков были выстроены крепости Самара (1586 г.), Царицын (1589 г.), Саратов (1591 г.), Симбирск (1648 г.), Сызрань (1683 г), Камышин-Дмитриевск (1692 г.). Между городами рыли рвы, сооружали валы, ставили "сторожи частые", выставляли разъездные станицы. Самым южным и самым грандиозным фортификационным сооружением в стремлении защититься от южных соседей стала Царицынская сторожевая линия, построенная в 1717-1722 гг. по указу Петра I и прикрывавшая переволоку с Волги на Дон. Она протянулась на 60 км, имела 4 крепости с 300-400 человек гарнизона каждая и сигнальные маяки. Однако связь между городами оставалась слабая, часто беззащитными оставались волжские берега между крепостями. Русское правительство стремилось заселить эти малолюдные местности, создавая здесь по подобию Войска Донского, военнообязанное население, которое за пользование землей и определенные льготы несло бы сторожевую службу. В 1733 году по царскому указу между Камышиным и Царицыным поселилось более 1000 семей донских казаков. И образовали они Волжское казачье Войско. Войсковой центр расположился в Дубовке. Волжскому вольному казачеству не суждено было сложиться в организованную общину, как это произошло на ближайших реках Дону и Яике. Агрессивное и неукротимое волжское вольное казачество вызывало ответную агрессию Москвы. С XVI века Московское правительство вело настоящую войну против волжских казаков. Последний всплеск вольницы на Волге связан с движением Пугачева. Пугачевское восстание закончилось жесточайшим разгромом и преследованием всех сочувствующих и помогавших повстанцам. В 1777-1778 гг. Волжское казачье войско было упразднено и выселено на Кавказ на реку Терек, а в 1860 году создано Терское казачье войско. Во все времена власть на Дону основывалась на принципах народоправства и автономии. Высшим органом власти являлся Войсковой Круг, который собирался ежегодно в Черкасске - столице Донского казачества. И несмотря на активное участие донских казаков в народных восстаниях, которые на протяжении более четырех веков сотрясали южные районы Русского государства, они надежно охраняли его границы, неся сторожевую службу, участвовали в военных походах и в Отечественной войне 1812 года, проявляя удаль, отвагу, мужество и героизм. Жернова октября 1917 года не стерли казачество с лица земли. Оно возрождается и крепнет день ото дня. Народ сберег традиции и душу Казачества. А это значит, что оно обретет свою прежнюю силу и значимость. |
|
Поделитесь своими впечатлениями |
|
|